Детский сад №58 группа "Теремок"

Статьи

Петербурговедение  с учетом реализации ФГОС ДО

 Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, создана с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (областей) развития детей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетом климатических, демографических условий, национально-культурных традиций. Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей детского сада в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности образовательной организации.

Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственниками, домом, городом, родными местами. Поэтому и необходимо начинать знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербург -  начиная с дошкольного возраста. Именно в этот период закладываются интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему городу, что позволяет развиваться ребенку в личном плане, осознавать себя жителем великого города.

Знакомство с городом должно осуществляться систематически, последовательно, в разных образовательных областях. Сложный материал, особенно связанный с историей и архитектурой города, необходимо начинать с знакомства со своим домом, улицей, т.е. места где ребенок живет, постепенно расширяя круг знаний о городе. Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, его необходимо подавать наглядно, доходчиво и эмоционально, проявляя при этом максимум творчества и изобретательности. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к своему городу, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данного места, что есть только здесь.  Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать. При знакомстве детей с родным городом необходимо учитывать, что информация должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал. Ознакомление дошкольников с окружающим их городским контекстом входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

Целью занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга является:

· Воспитание у детей интереса к истории и культуре родного города, формирование

гордости за свой город, любви к великим согражданам, уважения к труду создателей Санкт-Петербурга, интереса к окружающему миру. 

Задачи:

· Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями, учить детей описывать объекты, свои впечатления; приобщать детей к общественной и культурной жизни города.

· Развивать творческую активность и познавательную деятельность через знакомство детей с произведениями литературы, архитектуры, изобразительного декоративно-прикладного искусства, посвященных Санкт-Петербургу.

· Воспитывать культуру поведения на улице, в общественных местах, на экскурсиях и выставках; побуждать чувства ответственности и гордости за то, что они – петербуржцы.

Формы работы по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом разнообразны: чтение художественной литературы, беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения, творчество, сюжетно-ролевые игры, игры - импровизации, подвижные игры, разучивание стихов, песен и другие. Для успешного усвоения знаний о Санкт-Петербурге в группе детского сада организуется «Петербургская гостиная», где сосредоточен игровой, дидактический, краеведческий, искусствоведческий материал Петербургской тематики. Главное в «Петербургской гостиной» - уют, элементы своеобразного и необычного интерьера, создание атмосферы культурного – петербургского поведения.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельной позиции. Чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного города, рассматривание книг, слушание историй, рисование и конструирование, рассказывание детям сюжетных истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях. Использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади). Включать детей в игры-экспериментирования и исследовательскую деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Подводить к пониманию значения в городской среде разнообразных элементов: венков славы, символах города, способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности. Организовывать участие детей в жизни родного города: традициях, праздниках, содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (принять участие в городской акции). Вовлекать детей в игры – путешествия, экскурсии и ознакомительные прогулки, которые позволяют ребенку увидеть достопримечательности, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. При этом обеспечивается необходимая двигательная активность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный исследователь. Его интерес к процессу изучения любого материала, в том числе Петербурговедения, становится все более устойчивым. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. У детей наблюдается особая конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного приобщения дошкольников к изучению материала возможно формирование эстетического восприятия. Все последующее знакомство с огромным наследием города будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. И мы, как педагоги, должны им в этом помочь.

27 октября 2018 в 13:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.